www.megastock.ru


Как пишутся иконы

Семейные или житийные иконы украшают дома верующих сегодня, как и много веков назад. Но кто же создает эти удивительные образы? Написать икону – совсем не то же самое, что написать картину. Картина пишется под вдохновением и по велению сердца художника. Он может творить именно то, что зародилось в его голове, воплотить в жизнь любые свои идеи и сделать это любыми доступными для него средствами. В результате картина является отражением внутреннего мира и восприятия самого художника, даже если картина написана на религиозную тему.

В свою очередь икона – это святое изображение, и иконопись издревле считалась делом священным делом. От иконописца требовалось не только мастерство и талант, но и точное следование всем правилам и канонам.  Из-за того, что приходится ограничивать свой поток фантазии, процесс творчества становится ограниченным некоторыми рамками, не позволяет самовыражаться в полной мере. Однако эти же самые рамки дают и некоторое преимущество. В частности проявляется весь талант автора, в попытке проникнуться глубоким смыслом, прочувствовать всю глубину и отразить святой образ величественно и прекрасно, чтобы при взгляде на него любой человек испытывал восторг и благоговение.

Правила изображения икон включают в себя множество аспектов. Они касаются не только самого изображения, но также и материалов: выбор доски, на котором будет создаваться изображение, правильная подготовка её поверхности, используемые краски. Так, например, в прежние времена в нашей стране краски для иконописи создавались на основе темперы. В качестве основания применялась доска из липы, менее распространенные, но тоже нередко используемыми были доски из сосны и ели. При этом требовалась действительно качественная и прочная древесина, чтобы икона сохраняла свой первозданный вид.

После того, как доска будет подготовлена правильным образом (а если это будет крупная икона, то и несколько составленных вместе досок), необходимо нанести грунт. В качестве его применяется левкас. Сначала доска должна промываться жидким клеем и наклеиваться на паволоку. После процесса сушки в несколько слоев наносится левкас. Следующим этапом, после просыхания становится выравнивание и шлифовка.

Вся эта долгая процедура подготовки занимала немало времени, но всё это было необходимо для того, чтобы рисунок лучше ложился. Само создание изображения также выполнялось в несколько этапов. Часто изображение создавалось не с нуля, а с использованием специальных образцов.

Процесс создания святого изображения сложный и состоит из множества этапов. Если икона будет содержать позолоченные образцы, то для начала на нужные участки накладывается позолота. Только после этого наносится остальное изображение. По итогу икона покрывается лаком, который призван защитить изображение.

Вся сложность написания иконы приводит к тому, что создать святой образ – дело не нескольких дней. Это может занимать очень длительное время, требуется величайшее умение и мастерство. Кроме того, чтобы начать создание иконы, обычно испрашивается благословение священнослужителя. Сам же иконописец должен пройти духовное очищение. Только тогда, подготовившись, можно было приступать к своему труду, который будет длиться долгое время.

Иконопись – это не столько работа человека, сколько участие Господа. Можно сказать, что руками мастеров сам Бог.

Несмотря на то, что уже прошло много веков, сегодня создание картин – это не менее прочувствованный эмоциональный процесс. Венчальные иконы с изображением Христа и Богородицы, мерные, именные и другие святые образы создаются талантливыми мастерами-иконописцами. Зная, как писались иконы, проникаешься ещё большим трепетом и волнением при взгляде на них.

 

Назад к списку статей


ваша корзина